NexxDigital - компьютеры и операционные системы

Автомобильный аккумулятор – это одно из самых важных устройств среди прочего автомобильного оборудования. Именно поэтому к его выбору необходимо относиться ответственно и вдумчиво.

На рынке представлены аккумуляторные батареи различных изготовителей и моделей. Они отличаются не только по цене. Аккумулятор является достаточно сложным устройством, которое характеризуется многими показателями. Не все они являются взаимозаменяемыми и не все могут устанавливаться на любую автомобильную технику.

Кроме этого, существуют критерии качества изделия, от которых зависит их надежность и срок службы. Чтобы зарядное устройство выбрать правильно, необходимо следовать советам специалистов и учитывать основные факторы правильной покупки.

Критерии выбора аккумуляторной батареи

Перед походом в магазин необходимо определить главные критерии, по которым аккумуляторная батарея будет выбираться. Ведь она должна не только подходить по размеру, но и работать вместе с другими электрическими устройствами и оборудованием автомобиля.

При выборе автомобильного аккумулятора следует обязательно принимать во внимание следующие параметры этого устройства:

– Электрическая емкость (ее еще называют номинальной емкостью), которая измеряется в ампер-часах (А ч);
– Пусковой ток (ток холодной прокрутки), А;
– Габариты батареи;
– Тип подключения клемм и полярность;
– Масса аккумулятора;
– Возможность обслуживания.

Чтобы запустить двигатель внутреннего сгорания аккумулятор должен иметь достаточный запас энергии или определенную электрическую емкость и одновременно выдавать достаточную мощность во время разряда. Стандартами установлено и регламентируется два режима, связанного с разрядом стартерной батареи: определения емкости и “холодного старта”.

В принципе, изготовителями автомобилей указываются основные параметры аккумуляторных батарей, которые подходят к данной модели машины (так же, как и изготовителями аккумуляторов указываются модели автомобилей, на которые их можно устанавливать), но при некотором опыте это можно делать и самостоятельно.

Емкость батареи

Этот параметр является основным, на который следует ориентироваться при выборе аккумуляторной батареи. Он прямо связан с показателем количества электричества, которое отдает аккумуляторная батарея при разряде при длительной работе. Другими словами, он указывает на потенциальные возможности аккумулятора.

Существует два режима определения электрической емкости батареи – при двадцатичасовом разряде (номинальная емкость) или в резервном режиме (время, в течение которого аккумулятор может давать ток в 25А).

Номинальная электрическая емкость указывается в маркировке АКБ. Этот параметр подбирается в зависимости от параметров двигателя автомобиля (типа, объема и мощности), условий эксплуатации автомобиля и его оснащенности различным электрооборудованием.

Так, автомобиль с бензиновым двигателем объемом 2,5 – 3,0 л, эксплуатируемый в обычных условиях и имеющий базовое электрооборудование, может комплектоваться аккумуляторной батареей емкостью 62 А ч. Увеличение или уменьшение объема на 1,0 л в среднем отражается на показателе номинальной емкости на 12-15 А ч. Дизельные двигатели нуждаются в большей номинальной емкости аккумулятора в среднем на 20% от бензиновых двигателей аналогичного объема.

Если автомобиль эксплуатируется зимой или на бездорожье, то номинальная емкость батареи должна быть увеличена на 10-15 А ч. То же можно сказать и о машине, которая плотно “нафарширована” различными электрическими устройствами (кондиционер, мощная аудиосистема, подогреватели и т.п.).

Пусковой ток

Пусковая мощность аккумуляторной батареи характеризует максимальную выходную мощность, которую она выдает при температуре -18 градусов в течение 30-ти секунд. Этот параметр связан со способностью АКБ запускать холодный мотор. Поэтому его еще называют током холодной прокрутки. В основном пусковой ток зависит от класса батареи и ее объема, но в некоторых случаях на него следует обращать внимание более тщательно. Это относится, в основном, к особым условиям эксплуатации.

Так, для того, чтобы завести двигатель автомобиля при температуре -20 градусов Цельсия требуется пусковой ток вдвое больший, чем при +20 градусах. Кроме этого, на значение тока холодного запуска влияет степень изношенности двигателя, его состояние и тип моторного масла (при применении сортов с высокой вязкостью потребуется больший ток для запуска).

При замене старой батареи на новую, следует выбирать аккумулятор со значениями пускового тока и емкости не меньшими от старых. При этом емкость новой батареи может быть большей. При нормальных условиях эксплуатации генератор без проблем обеспечит ее заряд.

Вопреки общему мнению, использование автомобильного аккумулятора большей емкости не влияет на срок его службы. Батарею меньшей емкости от паспортной использовать можно только в теплое время года, но и при этом – недолго. Иначе такое оборудование прослужит мало времени.

Габариты, масса, размеры клемм и полярность

“Народные умельцы”, конечно, могут приспособить любой аккумулятор с помощью подручных средств и молотка. Однако, зачем это делать, если можно выбрать подходящее оборудование? Для этого необходимо знать размеры ниши под аккумуляторную батарею, а также определить нахождение плюсовой клеммы на ней.

Если “плюс” находится слева, такая схема подключение называется прямой. Если же слева находится “минус” – обратной. Во многих случаях батарею с обратной полярностью можно разместить в прямой схеме подключения, но часто может не хватить длины проводов или выводы на поверхности могут препятствовать закрытию крышки капота. Именно поэтому следует подбирать аккумулятор, подходящий по габаритам и подключению.

Обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторные батареи

В обслуживаемых АКБ имеется возможность возобновления уровня электролита, который обязательно следует контролировать, по крайней мере, раз в месяц и доливать в случае испарения или выкипания (при нестабильной работе). Необслуживаемые модели не предназначены для разборки. Электролит, который в них содержится, более густой или абсорбированный.

Безопасность эксплуатации необслуживаемых аккумуляторов намного выше. Они не подвержены деформациям при изменении температуры, их можно переворачивать и эксплуатировать при значительной тряске, но стоят они несколько дороже. Поэтому на неновый автомобиль, который не обременен дополнительным оборудованием, с изношенным генератором лучше поставить недорогой обслуживаемый аккумулятор. Но при этом необходимо постоянно следить за уровнем электролита.

Избегайте подделок!

При покупке также важно избегать подделок, так как качество и заявленные параметры будут редко соответствовать действительности. Подделку легко определить по качеству корпуса, пробки, выводных клемм, отсутствию на них защитных колпачков, детальной маркировки и специального техпаспорта.

Вся правда про аккумуляторы

Самая популярная причина трудных пусков зимой – дохлый аккумулятор. Не единственная, но распространенная. Современные аккумуляторы могут служить по 5-7 лет, но если, например, случались полные разрядки или долгие простои машины без движения (особенно зимой), замена может потребоваться и раньше. Какие бывают аккумуляторы и какие цифры важны в маркировке? Можно ли использовать аккумулятор большей емкости и что такое пусковой ток? Об этом – в нашем специальном материале.

Типы аккумуляторов

Несмотря на разнообразие коммерческих наименований, все автомобильные аккумуляторы свинцово-кислотные: электролитом служит раствор серной кислоты и дистиллированной воды, а электроды – свинцовые.

Старые батареи были обслуживаемыми, то есть требовали регулярного контроля уровня электролита и долива воды. Но сегодня они уже неактуальны.

Впрочем, есть так называемые малообслуживаемые: они требуют долива воды примерно раз в полгода, зато дешевле и не так сильно боятся глубоких разрядов. Хороший вариант для владельцев старых «Лад» и иномарок.

Однако большинство из нас, скорее всего, предпочтет необслуживаемую батарею: обычно срок ее службы составляет порядка пяти лет, а контролировать уровень электролита не нужно в принципе – зачастую нет даже соответствующей пробки. Большинство недорогих аккумуляторов сделаны по так называемой гибридной технологии: один электрод с добавлением кальция, другой – с сурьмой, но в небольших количествах. Они могут обозначаться литерами Ca+ или Ca/Sb, но не стоит путать их с «чисто кальциевыми».

Под «брендом» кальциевые (Ca/Ca) подразумеваются батареи, у которых оба электрода сделаны из сплава свинца и кальция, а это лучший вариант для снижения потерь воды. В результате кальциевые аккумуляторы могут служить до семи лет, у них низкий саморазряд, а главная проблема – боязнь глубокой разрядки. К примеру, если сигнализация на вашей машины способна за неделю зимней стоянки высосать весь аккумулятор, лучше не покупать кальциевые батареи. А вот для полностью исправной иномарки это интересный вариант, хотя и более дорогой.

Чуть особняком стоят аккумуляторы по технологии AGM, в которых электролит находится не в жидком состоянии, а абсорбирован стекловолокном – это довольно продвинутые батареи, обеспечивающие долгий срок службы (заявляется чуть ли не 15 лет) и высокие пусковые токи. Кроме того, они хорошо переживают частые циклы заряд-разряд, а потому, например, используются в автомобилях с системой Start-Stop.

Наконец, есть гелевые аккумуляторы (GEL), в которых электролит загущен силикагелем до вязкого состояния, а также EFB-аккумуляторы. В чем-то их достоинства похожи на AGM-аккумуляторы, но гелевые еще лучше переносят глубокие разрядки. При этом пусковые токи у гелевых аккумуляторов зачастую ниже.

AGM-аккумуляторы и гелевые ощутимо дороже обычных (6-10 тысяч рублей), EFB занимают промежуточное положение по цене. Чаще всего, эти аккумуляторы применяются в автомобилях с системой Start-Stop или иномарках премиум-класса, где аккумулятор работает в условиях постоянных циклов заряда/разряда.


Обозначения аккумляторов

Для нас с вами важны следующие параметры:
1) Гостовское обозначение 6СТ-55АЗУ, где второе число (55) обозначает номинальную емкость.
2) Наличие или отсутствие слова «Необслуживаемая». При этом уровень «обслуживаемости» батареи может быть зашифрован в гостовском обозначении (последние буквы): N – с большим расходом воды, L – малым, VL – очень малым, VRLA – необслуживаемый.
3) Пусковой ток и стандарт измерения – в данном случае 500 А по стандарту EN (подробности ниже).
4) Технология изготовления: Ca+ обозначает гибридную технологию, при которой один из электродов – с примесью сурьмы, другой – из свинцово-кальциевого сплава. Кальциевые аккумуляторы обозначаются Ca/Ca, гелевые – GEL. Батареи по технологии AGM и EFB – соответствующими аббревиатурами.
Емкость аккумулятора

Поскольку напряжение батарей для легковых автомобилей одинаковое – 12 В, то выбирать тут нечего (у старых мотоциклов 6 В, у грузовой техники – 24 В). Сразу оговоримся лишь, что в основном обозначении аккумулятора (скажем, 6 СТ-60А) первая цифра обозначает не напряжение, а количество последовательно соединенных аккумуляторов внутри батареи, поэтому номинал – 12 В.

Куда интереснее вторая цифра, отражающая номинальную емкость батареи в ампер-часах (А*ч). Многие считают ее чуть ли не основной характеристикой аккумулятора. В бытовом смысле этот параметр показывает, как долго можно крутить двигатель стартером, а в физическом – это запас энергии батареи.

Вообще, емкость, например 60 А*ч, не означает, что аккумулятор способен целый час выдавать ток в 60 А. На самом деле, испытательный цикл обычно длится 20 часов (или 10 часов) – соответственно, если емкость аккумулятора 60 А*ч, то в течение испытательного цикла он должен стабильно выдавать 3 А. Средняя температура при этом – 25 градусов.

Температура влияет на емкость аккумулятора достаточно сильно: скажем, при +5 градусах аккумулятор теряет в среднем 20% емкости, при -30 градусах – до половины. Это одна из причин, почему зимние пуски иногда полностью высасывают батарею.

Емкость аккумулятора падает при его хранении на магазинном складе. Если хотите купить батарею, выдающую гостовские параметры, следите, чтобы с даты изготовления прошло не более месяца или хотя бы не более трех месяцев (зачастую это непросто сделать). Батареи, выпущенные год назад, потеряли часть свойств, лежа на полке.


Некоторые аккумуляторы имеют еще один параметр – RC или резервная емкость в минутах. Он обозначает время разрядки аккумулятора до напряжения 10,5 В при 25 градусах и токе 25 А. Фактически, параметр отражает время, в течение которого автомобиль может ехать с отказавшим генератором. Величина, коррелирующая с номинальной емкостью аккумулятора.
Разумно ли выбирать батарею большей емкости?

Если вы считаете, что стандартного аккумулятора вам в иной день не хватало, то можно попробовать. С точки зрения холодного пуска у батареи большей емкости есть несколько плюсов: во-первых, она обеспечит большее время прокрутки, во-вторых, меньшее падение напряжения при пуске. При этом в нормальных условиях работы нагрузка на генератор не будет ощутимо выше (вопреки популярному мнению), ведь количество энергии, которое машина высасывает из аккумулятора в момент пуска, не зависит от его емкости.

Однако во всем нужно чувство меры. Во-первых, аккумулятор слишком уж большой емкости может спровоцировать повышенные пусковые токи (за счет меньшего падения напряжения), что вредно для стартера. Во-вторых, если вы постоянно запускаетесь на лимите его возможностей, время зарядки его может возрасти, а в каких-то случаях (при кратковременных поездках) возможностей генератора не хватит, чтобы поддерживать батарею заряженной. В случае со свинцовыми аккумуляторами такой режим снизит ресурс.

В общем, аккумулятор большой емкости стоит расценивать как некий «неприкосновенный запас», которым вы будете пользоваться лишь иногда. Если же автомобиль не в состоянии нормально пускаться с аккумулятором стандартной емкости, то проблема не в аккумуляторе: нужна диагностика топливной системы и зажигания (свечи, форсунки, и т.п.)

Обозначения импортных аккумуляторов зачастую скуднее, но основные параметры те же: номинальные напряжение, емкость и ток холодной прокрутки с указанием стандарта. Кстати, загадочные цифры 570 500 065 обозначают то же самое: первые три цифры – это номинальная емкость +500 (в данном случае – 70 А*ч), последние три цифры – это пусковой ток, деленный на 10 (в данном случае 650 А). Но это только для европейских аккумуляторов. Обратите также внимание на маркировку технологии (EFB) и пометку, что аккумулятор предназначен для машин с технологией Start-Stop, хотя эти обозначения не обязательны и носят, скорее, рекламный характер.
Пусковой ток

На самом деле, пусковые качества батареи при исправном двигателе определяются не столько его емкостью, сколько током холодной прокрутки, который указывается на аккумуляторе (может обозначаться CCA).

Скорее всего, на батарее будет указан пусковой ток с пометкой EN. Это название стандарта, полное имя которого – EN 60095. В России ему соответствует ГОСТ 959-2002.

Число в амперах показывает, какой ток аккумулятор выдает в специальном цикле холодных испытаний. Сначала батарею замораживают до -18 градусов, после чего она должна выдержать 10-секундный разряд указанным током при падении напряжения до 7,5 В, а затем после небольшой паузы еще один цикл разряда: ток 60% от номинала, падение напряжение до 6 В в течение 90 или 150 секунд (в зависимости от исполнения). Батареи, адресованные России, выдерживают более жесткий стандарт.

Даже если вы не вполне поняли смысл предыдущего абзаца, знайте: ток холодной прокрутки определяет «силу» аккумулятора, причем именно в мороз. Если он низкий, то в холода стартер будет крутиться вяло, и не спасет даже увеличенная емкость. При выборе аккумулятора старайтесь, чтобы этот параметр не был ниже тех, что рекомендует производитель.

При этом есть еще один стандарт DIN (DIN 43559 или ГОСТ 959-91), при котором условия испытаний другие: нагрузку дают в течение 150 секунд, а напряжение не должно упасть ниже 6 В (не ниже 9 В через 30 секунд). Поскольку условия более жесткие, обычно токи по DIN примерно в 1,7 раза ниже, чем по стандарту EN – имейте это в виду. Скажем, если батарея выдает 420 А (EN), это соответствует примерно 255 А (DIN).

Есть еще американский стандарт SAE – его условия наиболее «мягкие», поэтому величины пусковых токов самые большие. Очень важно при выборе аккумулятора уточнить стандарт, по которому измерен пусковой ток, иначе под видом суперспособного аккумулятора можно купить обычный, просто с величиной тока по SAE (грубо, она на 10% больше, чем по стандарту EN).

В принципе, не надо бояться, что большой пусковой ток окажется вреден автомобилю: этот параметр отражает не столько реальный ток, который потечет через стартер (этот ток определяется сопротивлением цепи и напряжением), а предельные возможности аккумулятора в мороз. Грубо говоря, аккумулятор с низким пусковым током не выдаст нужной мощности, даже если стартер его «попросит» об этом.


Малыш Renault Sandero комплектуется в России аккумулятором с весьма серьезными параметрами.
Для сравнения у Suzuki SX4 аккумулятор емкостью 35 А*ч и пусковым током всего 300 А
Может ли батарея не подойти к автомобилю?

Да. Во-первых, при выборе аккумулятора нужно знать его размеры, во-вторых, полярность (прямая или обратная) и тип клемм (европейские, японские, американские). Вообще, лучший способ не промазать – это обратиться в специализированный салон или воспользоваться интернет-подбором. И уже потом из многообразия батарей, физически помещающихся под капотом, выбрать с оптимальными для вас параметрами.


Like 49 Share: Follow this User

Запуск любого двигателя внутреннего сгорания (ДВС), производится с помощью аккумуляторной батареи (АКБ). Она представляет собой набор последовательно соединенных между собой «банок», состоящих из положительно и отрицательно заряженных электродов (пластин), разделенных диэлектрическими сепараторами.

Параметрами АКБ являются напряжение, емкость, полярность, а так же пусковой ток. Цель этой статьи – разобраться с понятием пускового тока аккумулятора автомобиля, так как именно этот параметр играет важную роль во время запуска силовой установки транспортного средства.

Что такое пусковой ток автомобильного аккумулятора

Моторы различной мощности и видов используемого топлива требуют разных усилий для запуска. Усилия создаются автомобильным стартером, который получает на обмотку электрический ток определенной величины, необходимой для запуска ДВС. Именно он называется пусковым или стартовым.

Величина электротоков генерируется батареей. Генерация происходит от стационарного зарядного устройства или генератора во время работы двигателя. Необходимо отметить, что зарядка и подзарядка требуют некоторого времени, которое зависит от степени разряда АКБ.

Сила стартового тока складывается из суммы токов «банок». Конструкция классических АКБ традиционно состоит из шести банок. Количество заряженных пластин в «банках» создает соответствующую емкость АКБ. Соответственно, чем большая емкость требуется по техническим условиям, тем больше количество электродов в «банке».

Постараемся ответить другими словами на вопрос, что такое пусковой ток аккумуляторной батареи — это максимальное электрическое усилие, отдаваемое батареей за короткие промежутки времени.

Ток, который используется для запуска двигателя в холодное время года, называют током холодной прокрутки (I хп) – обозначение определено ГОСТ 959-2002.

В технических требованиях к электрическим параметрам установлено, что батарею, с температурой электролита -18 0 C необходимо разрядить до заявленного значения I хп. По истечении 10 с, минимальное напряжение не может быть меньше 7,5 В. Общее время разряда током 0,6(I хп) A не может быть меньше 90 с или 150 с (зависит от назначения источника питания). Для каждого типа источника изготовителем устанавливается определенная величина I хп.


Ток холодной прокрутки обеспечивает запуск двигателя в мороз.

Какой пусковой ток должен быть

Оптимальный пусковой ток определяет изготовитель. У АКБ одинаковой емкости, но произведенных в разных странах, он отличается. У компаний Китая и Европы отличие достигает 30 – 40 % и зависит от типа изделий, которые по способу обслуживания бывают:

  • обслуживаемыми;
  • необслуживаемыми;
  • залитыми;
  • сухозаряженными.

Для обслуживаемых аккумуляторов характерен контроль уровня электролита и его плотности. Оптимальный уровень достигается доливкой дистиллированной воды.

В настоящее время большинство владельцев автотранспорта склоняются к необслуживаемым АКБ. Срок службы достигает 5 лет. Следить за уровнем электролита не надо, только контролировать напряжение на клеммах. Оптимальный заряд обеспечивает величину пускового усилия. Залитые АКБ сразу пригодны к использованию.

Сухозаряженные имеют преимущество длительного хранения без эксплуатации, период длится от 3 до 5 лет. Сухозаряженные источники питания готовят к использованию. Заливается электролит, пропитываются пластины в течение часа с последующей зарядкой. Все действия выполняются согласно инструкции по эксплуатации.

Каким должен быть пусковой ток, решает владелец машины. Следует учитывать объем и мощность двигателя, климатические условия, в которых эксплуатируется транспортное средство. Необходимо обращаться к руководству по эксплуатации конкретного автомобиля.


Величина пускового тока указывается на корпусе АКБ.

Ниже приводится примерная таблица соответствия емкости АКБ объемам двигателей.

Таблица 1.

Между АКБ имеются отличия и по составу электролита, а также технологии изготовления. Аккумуляторы могут быть кислотными или щелочными, и каждый из них имеет свои параметры пускового тока.

Классической технологией предусматривается изготовление электродов и мастики из сплавов свинца с сурьмой и кальцием. Источники питания на основе кальциевого сплава служат до 7 лет и разряжаются дольше, поэтому их стоимость выше. Пусковые токи в классических АКБ в 4-5 раз больше номинальной емкости.

В противовес классике быстрыми темпами развиваются AGM-технологии. В таких источниках электрического тока жидкий кислотный электролит связан синтетическими матами. Для электродов применяется свинец с высокой степенью очистки.

Плюсы AGM-АКБ:

  • необслуживаемые;
  • не боятся глубокой разрядки;
  • срок службы 5 – 12 лет.

АКБ, изготовленные по технологии AGM, эксплуатируются с повышенными пусковыми токами. Если брать батареи одинаковой емкости, то пусковая сила на 40 % больше, чем у обычных кислотных аккумуляторов. К минусу относится высокая стоимость (6 000-10 000 руб.), а для зарядки требуется специальное зарядное устройство.

Развивается еще одно перспективное направление GEL – технологии. Электроды ничем не отличаются (положительные и отрицательные). Внутренние полости заполняются специальным гелем, который после застывания отвердевает. Поры заполняются электролитом, пластины оказываются обернуты гелем, который предотвращает осыпание. Исключается короткое замыкание.

Минимальное время эксплуатации – 7 лет. Стартерный ток почти в 1,5 раза выше чем в АКБ, изготовленных по AGM-технологии. Среди недостатков отмечаются высокая стоимость (на сегодняшний день 15 000-27 000 руб.) и повышенные требования к зарядке.

Рассмотрим величины пусковых токов у российских и зарубежных изготовителей, их соотношение. Производители разных стран приняли свои стандарты:


Примерную величину пускового тока можно вычислить с помощью приборов.

Производители разных стран, союзов приняли свои стандарты:

  1. Российская Федерация – ГОСТ 599 – 91, 599 – 2002.
  2. Немецкий стандарт – DIN
  3. Европейский Союз – EN 60095 – 1.
  4. Стандарт США – SAE J

Вниманию предлагается таблица, где отражено соответствие токов холодного пуска по стандартам, приведенным выше.

Таблица 2.

DIN 43559,

ГОСТ 599 – 91

EN 60095 – 1,

ГОСТ 599 – 2002

SAE J537

Из представленного видно, что стандарт в России близок немецкому и европейскому.

Как проверить пусковой ток аккумулятора

Рассмотрим теперь как проверить стартовое усилие. На сегодняшний день известно два простых метода. С помощью которых можно получить представление о пусковой мощности. Рассмотрим каждый метод подробнее.

Проверка нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка – это прибор, оснащенный вольтметром и спиралями, создающими нагрузочное сопротивление. Вилка подсоединяется к клеммам батареи, с соблюдением полярности. Нагрузка подается не более, чем на 5 секунд.

Показания снимаются на последней секунде замера. При напряжении более 9 В, АКБ считается исправной и способной выдерживать заложенные в характеристики нагрузки. Частые замеры не рекомендуются, во избежание нанесения вреда источнику питания.

Проверка штатным электрооборудованием

Если отсутствует специальный прибор, используется любая нагрузка, которая отберет 50 % емкости. Можно использовать лампы ближнего света, которые суммарно используют половину емкости аккумулятора. Если после подключения и пяти минут работы яркость не становится меньше – изделие пригодно к дальнейшей эксплуатации.

Приведенными методами оценивается лишь приблизительная величина стартового тока, точным замерам она не подлежит. Специалистам точно неизвестно, как измерить пусковой ток – технического решения этой задачи еще не найдено. Производится лишь приблизительная оценка тока холодной прокрутки. Все современные методы исследований походят друг на друга, различаются лишь продолжительностью разрядов АКБ и временем отсчета.

Влияние мощности аккумулятора на величину стартового тока

Во время проверки стартового усилия косвенно определяется мощность аккумуляторной батареи. Курсом электротехники определено, что мощность зависит от разрядного тока и среднего арифметического значения напряжения при разряде. Их произведение и определяет мощность – используется формула расчета имеет P=IхU.

На что же влияет мощность? Все просто. С увеличением пусковой мощности возрастает шанс быстрей запустить мотор, особенно в холодное время года.

Всегда ли оправдано устанавливать аккумулятор, если его пусковой ток больше штатного? Этот вопрос волнует многих автовладельцев. Подобная проблема является «палкой о двух концах».

С одной стороны, чем выше пусковое усилие, тем лучше запустится силовая установка. С другой – значительное превышение величины пускового тока, вызовет недозарядку батареи от генератора и возможное увеличение нагрузки на щеточно-коллекторном узле стартера. В результате снижается ресурс узла.

Поэтому задачу, какой ток в аккумуляторе оптимальный, решать владельцу автомобиля, с учетом паспортных данных электрооборудования транспорта.

Особенности маркировки аккумуляторных батарей

Маркировку АКБ российские производители выполняют согласно требований ГОСТ 959-2002. Она содержит сведения о количестве «банок», назначении, емкости, исполнении. Буквенные символы в конце, обозначающие исполнение, указывают на тип крышки, сепараторов, корпуса, а также на зарядку и заливку (допускаются залитые и сухозаряженные).

Дополнительно при помощи наклеек указываются сведения о напряжении и пусковом токе аккумулятора автомобиля, дата выпуска и другие данные, на усмотрение производителя.

У большинства российских аккумуляторов ток холодной прокрутки обозначается в стандартах DIN и EN.

Европейские и американские АКБ маркируются либо пятизначным числом (немецкий стандарт DIN), либо девятизначным кодом (международный стандарт ETN). В последнем случае величина тока холодного пуска зашифрована в последних трех цифрах и вычисляется по формуле I хп = три последние цифры * 10. Например, если маркировка имеет вид 470 038 043, то пусковой ток будет равен 430 А (43*10).

Обобщим материал

Теперь вы знаете, что такое пусковой ток АКБ и как его можно приблизительно вычислить. Если вы покупаете новую батарею – необходимые параметры указаны на ее корпусе. В случаях установки б/у АКБ можно пользоваться приведенными в статье методами. Обратите внимание на то, что они дают лишь приблизительное представление о силе тока холодного пуска. Замерить точные значения невозможно – для этого еще не разработаны необходимые методики.

Выбор аккумулятора после выхода из строя старого экземпляра батареи - достаточно сложный процесс. С помощью заводских инструкций вы сможете подобрать батарею без особых проблем, но что будет, если инструкций под рукой нет? На самом деле, мы не рекомендуем выбирать АКБ без заводских требований. Это может привести к тому, что вы просто не сможете завести машину в морозное утро. Если летом многие характеристики аккумулятора остаются незамеченными, то при температура ниже -16 градусов по Цельсию каждая тонкость и каждая цифра батареи имеет свою важность. Именно поэтому лучше не шутить с качеством и полным соответствием батареи штатной электрической системе машины.


Многие водители пренебрегают цифрами, покупая аккумулятор только по емкости. А некоторые и на этот параметр особого внимания не обращают, считая, что достаточно посмотреть на размер оборудования, чтобы качественно установить батарею под капот. Еще часто случает так, что автомобилист специально устанавливает на машину батарею увеличенного объема, чтобы получить высокое качество, долговечность работ и прочие функции. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть пусковой ток аккумулятора, и почему важно выбрать характеристики, рекомендованные заводом. Также обсудим общие проблемы покупки батареи для автомобиля.

Пусковой ток - почему важно выбрать именно заводской показатель?

Обилие производителей, характеристик и описаний аккумуляторных батарей делает выбор для покупателя невероятно сложным. Мало того, в мире применяются три различных стандарта маркировки, не считая двух российских вариантов. Потому о проблеме выбора пускового тока покупатель задумывается в последнюю очередь. Этот фактор очень важен, и сегодня мы расскажем, как определить требуемый пусковой ток для аккумулятора в автомобиле.


Определить пусковой ток в амперах, который требуется для бортовой электрической системы вашего автомобиля, можно с помощью инструкции по эксплуатации автомобиля. Также можно узнать этот показатель в специальных каталогах запчастей. Есть и общие сайты, где указаны расширенные технические характеристики родных деталей вашей машины. Но узнать значение - это еще половина дела. Затем необходимо проделать следующие действия:

  • выяснить, какой тип маркировки нанесен на АКБ, который вы собираетесь приобрести в магазине;
  • найти расшифровку данной маркировки, чтобы узнать пусковой ток батареи в амперах;
  • убедиться, что значения совпадают (не всегда на аккумуляторе нанесено именно значение в амперах);
  • сравнить прочие технические характеристики батареи для получения идеального сочетания с вашим авто;
  • оценить габариты, размеры и форму аккумулятора - важно правильно установить батарею под капотом вашей машины;
  • прочесть отзывы непосредственно о той модели автомобильной батареи, которая вас заинтересовало;
  • провести консультацию с продавцом в магазине, узнать важные особенности работы АКБ.


С такими особенностями вы сможете достаточно быстро приобрести необходимое дополнение к электрической системе вашей машины. Также вы будете уверены, что батарея полностью подходит и не навредит никаким системам машины. Пусковой ток - это значение в амперах, которое выдает аккумулятор при охлаждении до -18 градусов. Существуют разные стандарты, но чаще всего используется именно такой способ замера пускового тока.

Именно поэтому данный параметр важнее всего для зимней эксплуатации автомобиля. Намного лучше сразу позаботиться о полной сопоставимости пускового тока вашей модели автомобиля, чем затем в прекрасное зимнее утро остаться без средства передвижения из-за некачественного пуска двигателя. Если пусковой ток приобретенного аккумулятора значительно ниже требуемого показателя, батарея не сможет завести двигатель. Будьте внимательно, часто АКБ одного размера и одной емкости могут иметь разные показатели пускового тока.

Другие проблемы при выборе аккумулятора для автомобиля

Проблематичный узел каждой машины - это именно аккумулятор. Хорошая батарея стоит достаточно дорого, потому в конструкции бюджетных автомобилей после выхода из строя заводского варианта часто появляются аналоговые детали. Аккумулятор требуется менять в среднем одни раз в 5-7 лет при нормальной эксплуатации. Выбирая батарею, нужно в первую очередь обратить внимание на технические характеристики, а также учесть производителя, который предлагает данный тип АКБ.


Выпишите все требования к батарее, которые сможете найти в описании вашего автомобиля. Лучше всего использовать заводские требования и получить качественные гарантированные данные. Затем в автомобильном магазине выберите несколько подходящих по всем параметрам аккумуляторов и проведите максимально четкий анализ предоставленных данных. Вы сможете выбрать батарею по оптимальной цене по таким соображениям:

  • не стоит отдавать предпочтение наиболее дешевым предложениям, зачастую в них единственное преимущество скрыто в цене;
  • при отклонении от требуемых технических характеристик даже на незначительный показатель лучше отказаться от покупки;
  • помните, что выбор аккумуляторов по характеристикам и показателям сегодня невероятно большой;
  • отдавать предпочтение стоит тем брендам, которые есть на слуху, о которых вы слышали ранее;
  • китайские аккумуляторы, несмотря на убежденность многих покупателей в их высоком качестве, пока покупать не стоит;
  • отклонение от требуемой формы даже не сантиметр может привести к тому, что вы не закрепите батарею в нужном месте;
  • при возможности следует проверить указанные параметры с помощью несложных электротехнических приборов.


Конечно, вы вряд ли сможете проверить пусковой ток батареи, поскольку для этого нужно охладить аккумулятор до -18 градусов. Но некоторые другие варианты технических характеристик вполне можно замерить. Тщательный выбор аккумуляторов предложит вам оптимальные возможности эксплуатации автомобиля. Если же выбирать батарею без учета важных характеристик и особенностей, можно легко попасть в неприятную ситуацию, особенно в зимней эксплуатации машины.

Практически все неприятности батарей в автомобилях проявляются в холодное время года. Даже если ваша машина хранится в отапливаемом гараже, лучше отдать предпочтение качественному аккумулятору. Ведь вы не знаете, где и в каких условиях придется ставить авто на парковку. Крайне неприятной ситуацией будет отсутствие возможности запуска двигателя после длительной стоянки возле торгового центра. В таком случае придется тратить силы, время, деньги и нервы на доставку авто домой. Предлагаем также посмотреть видео о выборе аккумулятора с учетом пускового тока:

Подводим итоги

Пусковой ток аккумулятора, как и все другие особенности автомобильной батареи, имеет важное значение при покупке. Если вы хотите ездить на машине без проблем и зимой, и летом, тогда подумайте о приобретении качественных комплектующих. Только АКБ с полностью соответствующими техническими данными позволят вам получить необходимые особенности эксплуатации транспорта. Для покупки такой батареи следует изучить все тонкости технических требований производителя.

Каждая цифра, нанесенная на корпус аккумулятора, имеет свое значение. Даже после профессиональной консультации можно очень просто получить некачественную батарею и проблемы в зимней эксплуатации транспорта. Потому самостоятельно соблюдайте все требования завода-производителя при покупке батареи, а также требуйте конкретные технические характеристики батареи в магазине. Возникали ли у вас когда-нибудь проблемы с пусковым током аккумулятора в машине?

Что такое пусковой ток аккумулятора и как он измеряется?

Современный автомобильный аккумулятор имеет массу параметров: ёмкость, напряжение и ЭДС, внутреннее сопротивление, полярность, габариты, вес и т. п. Одним из важнейших характеристик аккумулятора является пусковой ток. В соответствии с ГОСТ Р 53165─2008 этот параметр называется ток холодной прокрутки. Он показывает ток, который может обеспечить аккумулятор для запуска двигателя в заданных условиях. По ГОСТ есть ещё такая характеристика, называемая номинальный ток разряда. Об этих параметрах мы поговорим в настоящей статье.

Итак, эта величина тока, которую может выдать аккумуляторная батарея в заданных условиях. Как определяется пусковой ток? В соответствии всё с тем же ГОСТ Р 53165─2008, аккумулятор помещают в холодильную камеру, которая имеет принудительную циркуляцию воздуха. Температура в ней минус 18 градусов Цельсия. Там аккумулятор находится до тех пор, пока температура в одном из центральных аккумуляторных элементов не будет минус 18 градусов. Как правило, при испытаниях аккумулятор выдерживается в камере 24 часа.


Затем аккумуляторная батарея разряжается пусковым током, заявленным для неё производителем. Напряжение на выводах аккумулятора записывается после 10 и 30 секунд разряда. После этого ток отключается. В течение разряда ток должен иметь отклонение не более 0,5%. Полученное напряжение на выводах АКБ должно быть:

  • После 10 секунд – не менее 7,5 вольта;
  • После 30 секунд – не менее 7,2 вольта.

Если напряжение соответствует этим величинам, то считается, что ток холодной прокрутки или пусковой ток аккумулятора соответствует заявленному значению. Это первый этап испытаний тока прокрутки.




Второй этап начинается после того, как аккумуляторная батарея постоит в покое не менее 20 секунд. Затем аккумулятор разряжается постоянным током 0,6*I до напряжения на выводах 6 вольт. I – это заявленная величина пускового тока. При этом записывается время разряда аккумуляторной батареи до 6 вольт. Так проводится второй этап испытаний.

Существуют также испытания тока холодной прокрутки аккумулятора для очень холодного климата. В этом случае все испытания проводятся аналогично, но АКБ охлаждается в камере до минус 29 градусов.

Не следует путать пусковой ток с номинальным током разряда. Номинальный ток – это тот, что АКБ способна отдавать во внешнюю цепь в течение 20 часов. При этом напряжение на выводах аккумулятора не должно упасть ниже 10,5 вольта.

Пусковой ток в маркировке аккумулятора

При выборе аккумулятора следует учитывать такой параметр, как пусковой ток. Поэтому нужно уметь извлекать информацию о нём из маркировки. Маркировка аккумуляторных батарей может различаться в зависимости от стандарта, на который ориентируется производитель. Давайте, рассмотрим основные стандарты.

  • Российский стандарт (вышеупомянутый ГОСТ Р 53165-2008). Маркировка имеет вид 6СТ-60 АПЗ. Пусковой ток здесь явно не указывается, но он обязательно присутствует на этикетке аккумулятора рядом со значением ёмкости. Примеры были показаны на изображениях ниже;
  • Европейский стандарт (ETN). Пример 555 065 043. Здесь пусковой ток зашифрован в последних трёх цифрах. Эту величину нужно умножить на 10 и получится 430 ампер;
  • Немецкий стандарт (DIN). Образец 555 19. В этой маркировка отсутствует обозначение пускового тока. Так, что смотреть нужно на этикетке;
  • Азиатский стандарт (JIS). Пример 74B24L. Величина тока холодной прокрутки не указывается, как и в предыдущем случае. Здесь стоит отметить, что у большинства аккумуляторов азиатского производства пусковой ток немного ниже, чем у европейских АКБ аналогичной ёмкости;
  • Американский стандарт (SAE J537). Образец маркировки А34650. Пусковой ток указывают 3 последние цифры ─ 650 ампер. Величина выше, чем у европейских АКБ той же ёмкости из-за того, что методика измерений отличается. Примерное соответствие: SAE = 1,7 * DIN (ёмкость батареи до 90 Ач) и SAE = 1,6 * DIN (90─200 Ач).

Выбор аккумулятора для автомобиля, как правило, делается в зависимости от объёма двигателя. В таблице ниже можно посмотреть соответствие ёмкости АКБ и объёма двигателя.

Ёмкость аккумулятора, А-ч Транспортное средство Объем двигателя, л
Ёмкость аккумулятора, А-ч Транспортное средство Объем двигателя, л
55 легковые автомобили 1 - 1,6
60 легковые автомобили 1,3 - 1,9
66 легковые автомобили (кроссоверы, внедорожники) 1,4 - 2,3
77 грузовые автомобили малой грузоподъемности 1,6 - 3,2
90 грузовые автомобили средней грузоподъемности 1,9 - 4,5
140 грузовые автомобили 3,8 - 10,9
190 спецтехника (экскаваторы, бульдозеры) 7,2 - 12
200 грузовые автомобили (фуры, автопоезда) 7,5 - 17

В случае если двигатель дизельный, то стоит взять аккумулятор с ёмкостью на 10─15% больше, чем для бензинового мотора того же объёма.


Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте материал! Исправления и дополнения к статье оставляйте в комментариях.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
NexxDigital - компьютеры и операционные системы