Динамики этой компании пользуются широкой популярностью среди электроакустиковблагодаря хорошему соотношению цены/качествасреди широкополосных и были рекомендованы мне одним из моих главных наставников товарищем Александром из г Харькова, который изготовил не один десяток акустических систем, соответственно имел колоссальный опыт в подборе динамиков.
Во время изготовления одного из моих проэктов-двухполосной АС на Visaton W200 и Vifa XT25TG в оформлении четвертьволновой трубы войта(TQWP)моим знакомым была предложена пара FostexFE206En по весьма заманчивой цене. Не удержавшись от давнего искушения прослушать рупорную акустику да еще и на самих Fostexах, было решено изменить приоритеты.
Измерения параметров Тиля-Смола показали сходство с заводскими в пределах 5%, чем не могут похвастаться большинство динамиков даже таких фирм как Vifa,Visaton, Seasи т.д.
Внешне динамики оказались очень необычным с одной стороны, но в то же время весьма с логичными и рациональными решениями для абсолютного качества звука с другой стороны- массивный магнит(диаметров более, чем у 12»вуфера150ГДН от Кливер 75АС), мягкий текстильный подвес и гибкая центрирующая шайба, легкий диффузор, изготовленный из волокон бананового дерева а также наличие еще более легкой композитной пленки на пылезащитном колпачке(используется в качестве материала для купольных высокочаcтотных динамиках) для лучшего воспроизведения высоких частот позволили добиться чувствительности в 96Дб/1Вт/м,с перспективой использовать его в рупорном оформлении и отличным вариантом для лампового усилителя.
Концепция однополосной АС является очень заманчивой ввиду наличия определенных преимуществ перед многополосными аналогами.
Среди достоинств следует выделить отсутствия фазового рассогласования и временных задержек, которые происходят из за корректирующих фильтров, разного расстояния между динамиками а также разного фактора ускорения(величины массы подвижной системы, например в двух полосной АС, когда нужно состыковать тяжелый вуфер с легким твитером возникает порог на частоте раздела) , что приносит свои нежелательные искажения. Поэтому звучание этой акустики характеризуется особой монолитностью и насыщенностью.
Еще одним явным преимуществом широкополосных систем является тщательный подбор материалов подвижной системы динамика для максимальной широкополосности, что дает возможноcть их использовать в экзотических и наиболее достоверных оформлениях,в частности обратный рупор
(четвертьволновая труба войта) TQWP
ОНКЕН
Ожидание прослушивания оказалось оправданным и в первые секунды оставило много незабываемых впечатлений. Не удалось ограничиться минимальным тестовым набором композиций для установлении оценки о прослушивании этой акустики.Напротив, появилось неутолимое желании прослушать аудиокомпозиции самых разных жанров, что собственно и было проделано.
Среди наилучших качеств стоит выделить гораздо более широкую направленность, и наилучшую проработку и большую достоверность нижнего регистра из всех существующих оформлений динамиков.
Наиболее достоверно и качественно воспроизводятся инструментальные аудиокомпозиции -классика, легкий рок, джаз. Так же отлично артикулированный и мощный нижний регистр отигрывает поп, рэп, и т.д вплоть до дабстепа.Однако,тяжелый рок и эта акустика воспроизводит с некоторыми недостатками.
После конструированияэтой акустики стало ощущаться слабое звено оставшегося звукового тракта- звуковая карта AsusXonar DX. Дискретный транзисторный усилитель HarmanKardon PM 655 еще справляется с поставленной задачей, однако эти высокочувствительные АС с легкими динамиками еще больше раскроют вой потенциал в дуэте с ламповым усилителем.
И конечно же, после многочисленных прослушиваний Вы приходите к желанию отказаться от таких низкочастотных оформлений, как закрытый ящик, фазоинвертор и даже Четвертьволновая труба Войта ввиду явного проигрыша в достоверности воспроизведения аудиокопозиций.
Поэтому в качестве оформления вмногополосных АС и сабвуферных систем по возможности рекомендую использовать рупорное оформление.
Желаю всем желающим удачи в конструировании рупорных АС и возможному повторению моего проэкта!
Хочу представить Вашему вниманию недавно изготовленную систему 5.0 на базе динамиков производства СССР. Прежде всего хочу Вас ознакомись с историей развития акустических систем и дать некоторые рекомендации по выбору типа АС.
Следующий тип акустических систем уже обладает полноценным 6-канальным звуком. Речь идет, как вы, наверное, уже догадались, об акустике 5.1. В состав этих комплектов входят две фронтальные колонки, две тыловые, одна центральная и сабвуфер. То есть по сравнению с акустиской 4.1 появился центральный излучатель. А нужен он для соответствия формату Dolby Digital, часто используемом в фильмах, особенно на DVD-дисках. По центральной колонке передаются диалоги действующих лиц. Кроме того, акустика 5.1 может оснащаться декодерами DTS и Dolby Pro Logic. Таким образом, системы 5.1 - минимально необходимые для домашнего кинотеатра.
Муки выбора...
2.0 и 2.1. Большинство пользователей компьютеров не очень требовательны к компьютерному звуку. Если вы слушаете записи формата mp3, да еще иногда играете, то вам будет вполне достаточно акустики 2.0 или 2.1. Причем, если вы хотите добиться качественного звука, то просто купите систему подороже. Приобретать же более "продвинутую" акустику не имеет смысла, поскольку для нее нужна многоканальная звуковая карта. А подобные затраты для прослушивания mp3 (формата, не отличающегося особым качеством звука) мне кажутся нерациональными.
4.0 и 4.1. Эта акустика предназначена в первую очередь для игроков, а особенно для любителей трехмерных "стрелялок". Специально для систем 4.0 и 4.1 разработчики игр создают впечатляющие звуковые эффекты, которые могут существенно поднять настроение игрокам. Ну а при прослушивании музыки на системах 4.0 и 2.0 вы почти не почувствуете разницы, поскольку в большинстве случаев задние динамики будут просто дублировать сигнал с фронтальных. Таким образом, при покупке хорошей акустики 2.0 или 2.1 можно слушать более качественную музыку, чем после приобретения акустики 4.0 или 4.1 низшего ценового диапазона.
5.1. Как я уже говорил, формат 5.1 разрабатывался в первую очередь для просмотра фильмов на DVD и blu-ray качества. Таким образом, если вы частенько смотрите на компьютере видео, то выбор для вас однозначен. Кроме того, акустика 5.1 дает очень неплохие результаты и при прослушивании музыки. В играх же все зависит от того, потрудились ли разработчики обеспечить поддержку 6-канального звука. Если нет, то использование акустик 5.1 и 4.1 будет мало чем различаться.
Данная акустическая система разрабатывалась c учетом следующих требований:
1) Ширина и высота корпуса определялась рамками установки АС в декоративные нишы. Поэтому компенсировать недостаточный размер АС, например в высоту, можно было размерами глубины.
2) Совместное использование и состыковка с активным сабвуфером на 12" головке с верхней частотой среза не более 110 Гц фирмы Mission M6AS
3) Довольно скромный бюджет, в который нужно вложиться.
Это привело к некоторым сложностям, так как разработка акустических систем обычно начинается с подбора объема и формы АС под параметры конкретного динамика. К тому же, динамики производства СССР при их легкости и сочности звучания обладали излишней добротностью, из за чего прослушивать их даже в оформлении "закрытый ящик" оказалось невозможным- большая неравномерность АЧХ и как следствие тяжелое и кашистое звучание. Для справки: оформление открытый ящик можно выполнить в следующих вариантах:
1)Отсутствие задней стенки в акустической системе.
2)Использование вместо нее растянутого по всей площади звукопоглощающего материала, эксперитментально подбираю толщину и материал.
3) Использование перфорированный задней стенки, как например здесь:
Однако платой за "гладкую АЧХ" является более резкий спад гораздо дальше от частоты основного резонанса в области НЧ. из за "акустического короткого замыкания" передней и задней части диффузора динамика.
Выходом из этой ситуации нашелся в использовании второго низкочастотного динамика в фронтальных и самых ответственных АС. Это позволило снизить нижнюю граничную частоту воспроизведения до 90Гц и улучшить диаграмму направленности аустчисекой системы.
Можете сравнить графики АЧХ-верхний открытый ящик, нижний-закрытый.
Выбор динамиков для акустических систем ввиду большой стоимости импортных динамиков,наличии подделок и китайских копий был остановлен на отечественных, производства СССР. Очень ценятся в кругах аудиофилов, любителей лампового и винтажного звука.Из преимуществ можно рассмотреть:
доступную цену;
Высокую чувствительность (нетребователен к мощности - -усилителя и идеальный вариант для лампового);
Большой потенциал.
На последнем остановлюсь подробнее. Широкополосные динамики отечественного производства обладали очень приятным тембром, просто шикарной и завидной для очень многих зарубежных аналогов микродинамикй и детализацией в звучании, широкой сценой и легкостью звучания.Этого удалось достичь благодаря отсутствию вибро и звуко поглощающих мастик при изготовлении диффузора. Конечно же без жертв не обошлось. Теперь можно выделить основные недостатки:
Слишком неравномерная АЧХ из за излишней добротности и отсутствию мастик, который использую для устранениия вышеперечисленных недостатков импортные заводы изготовители динамических головок;
Довольно таки невзрачный внешний вид преимущественно всех динамиков, особенно корзины, из за чего приходится прибегать к нестандартным решения вроде расоложения динамика изнутри корпуса или использовать решетки гриль и декоративные кольца для скрытия этих недостатков. Выбор остановился на 8" 8гдш-1 для НЧ /СЧ звена в фронтовых и тыловых АС
и 6" 5гдш-4 для центрального канала.
В качестве высокочастотного звена был использован легендарный овальный диффузорного типа 3гдв-1, которые придают бархатный тембр звучанию АС в отличии от купольных твитеров.
Однако овчинка стоит выделки. Заложеный потенциал можно раскрыть благодаря долгой и кропотливой работе по рассчету и настройке разделительных фильтров, которые заняли львиную долю времени при изготовлении этих АС.
Для воссощдания корректной звуковой картины в системе 5.1 тыловые АС должны не только находить на уровне немного выше головы слушателя, но и быть направленны строго на слушателя. Для этого использую консоли(кронштейны) с верикальным и горизонтальными углами наклона. Однко есть проблемма: они должны крепится к задней стенке акустики, которой у нас нет... Сдесь в жертву пришлось принести внешний вид верхней стенки АС, закрепив их на 2 болта и немного модернизировав кронштейны под крепление к верху акустической системы.
для закрепления их изнутри. Попытка поиска станков с ЧПУ по фрезеровке
в городе
не обвенчалась успехом, поэтому пришлось фрезеровать вручную с помощью лекала. Однако после проделанной работы были выявлены неровности и сколы от декоративной пленки. Защитная решетка гриль не только не придала лучший внешний вид, но и ухудшила внешний вид стыков решетки с корпусом ДСП.
Для объективной оценки звучания необходимо мнениие аудиокритиков. Незамедлительно была создана колегия критиков из родственников и друзей. Большинство из просто равнодушны к музыке.И только 2 человека из них музыканты.
Тестовыми композициями были выбраны концерт Nigtwish Dark Parsons Play 2008 года записанной в формате DTS-HD Master audio 5.1 и 2.0. 24Bit 48KHz с и битрейдом аудио 5400 кбит /секунду и концерт
Metallica: Orgullo pasion y Gloria - Tres Noches en Mexico 2009 с аудиодорожкой формата
DTS-HD Master audio 5.1 и 2.0. 24Bit 96KHz с и битрейдом аудио 7200
кбит /секунду
.
При первом прослушивании системы 5.0 было отмечена четкая локализация объектов, масштабная сцена с равномерно распределенным звуковым полем, шикарная микродинамика, отчетливо слышна игра каждого инструмента, и самое главное, что воспроизводимые звуковые образы не привязаны к акустической системе, а равномерно распеределяются в воссозданной мощной сцене. Даже при прослушивании этих концертных фонограмм и других одиночных композиций в формате Flac
(несжатый аудиокодек, по качеству не устапает лицензионному компакт диску)
и просмотре трейлера к фильму Transformers:The dark side of the moon наблюдалось очень интересное явление: стереопара давала настолько обширную сцену, что даже в неидеальном с точки зрения акустики помещении, объекты локализоровались даже сбоку слушателя и даже сзади АС, что было очень приятной неожиданностью и поставило жирную точку в сомнениях о корректном изготовлении и настройке АС.
Aвторская акустика сегодня пользуется большим спросом. Какую акустику выбрать в автомобиль – так сказать «солидную», или авторскую, частенько спрашивают на форумах и сайтах, посвященных тематике кар-аудио.
Это довольно обширная тема, распространенная в кругу любителей музыки. Акустика авторская бывает построена по базе и традициям фирменной, в большинстве случаев звучание у нее не хуже оригинала, а дизайн, порой, даже лучше.
Все это не может оставлять меломанов равнодушными.
Сегодня, впрочем как и всегда, основным полем битв производителей продукции для автозвука являются колонки. Именно они в ответе за качество звучания, позволяют наслаждаться музыкальными композициями, естественностью частот, масштабностью и так далее.
Примечание. Правильный, грамотный выбор динамиков позволит получить от акустической системы максимум пользы. Не секрет, что многие владельцы пользуются акустическими динамиками в автомобиле только лишь как дорогим, но малополезным аксессуаром.
Хотелось бы привести несколько важных фактов, касающихся динамиков.
Каждый автомобилист, уважающий хорошую музыку, должен знать об этом:
Последний пункт заслуживает отдельного, более пристального внимания.
Бытует мнение, что огромные динамики создают более масштабное звучание. Соответственно, маленькие – маленькое.
Всем любителям хорошего звука известно, что основой любой музыки считается бас. В его отсутствии говорить о качестве музыкального этюда просто не имеет смысла.
Примечание. От размера колонок напрямую зависит и их бас. Не обращая внимания на дизайн и форму корпуса динамиков, прослеживаем определенную тенденцию: чем больше внутреннее пространство колонки, тем лучше бывает бас. Это закон физики, от которого никуда не уйти – чем больше объем, тем вольготнее себя чувствуют низкие частоты, имеющие большую длину волн.
С другой стороны, относительно приемлемое качество баса можно получить и от небольших динамиков, если внедрить тяжеловесную подвижную систему и дать диффузору больший ход. Правда, подобные колонки будут иметь низкий КПД, но это не страшно, если интегрировать их с неслабыми транзисторными усилителями.
Кроме того, производители компенсируют мощность на небольших динамиках всяческими лабиринтами и фазоинверторами, что сказывается на звуке негативно. Так, в этом случае на НЧ появляются горбы и провалы, легко различимые на слух.
Итак, системы с небольшими динамиками и правильными усилителями неплохо справляются с классическим роком, весьма посредственно с джаз композициями и классикой, но поп-музыку отыгрывают великолепно.
Можно изготовить самодельный вариант, дающий практически идеальный звук. Это, так называемые, АС «бесконечного объема», подразумевающие встроенность излучателей в стены и неограниченность, открытость заднего объема.
Примечание. Это могут быть даже простые деревянные щиты, в которые устанавливаются колонки.
Качество звука зависит больше всего от того, что внутри колонки. Немаловажное значение имеет правильный расчет.
Многие производители, особенно малоизвестные и не раскрученные, частенько идут шатким путем, экономя на внутреннем оснащении колонок. Внешний вид, дизайн таких динамиков, как правило, неодобрений не вызывает. Не стоит говорить, что при создании авторской акустики делать это не рекомендуется.
В частности, вот на чем экономят:
Получается, что идя любительским путем, можно значительно улучшить показатели фирменной акустики, внеся в нее поправки и изменив настройки. Но такую акустику можно по праву назвать авторской.
Вот какие доработки можно сделать:
Примечание. К слову сказать, некоторые фирменные производители (в том числе и вполне успешные) закупают нередко материалы для создания своей акустики на медеплавильных фабриках России, где еще в силе былые каноны качества. К примеру, таких заводов много на Урале.
Понять, какую акустику лучше поставить в машину (см. ), фирменную (пусть и индивидуально доработанную) или чисто авторскую не так-то просто. Это не сравнение телефона Верту и его дешевой копии.
Но следует знать, что 90 процентов рупорных колонок, известных по сей день, именно авторские. Кроме того, лучшие акустические системы создаются на базе авторских разработок, что, так или иначе, говорит о многом.