NexxDigital - компьютеры и операционные системы

Становление человека как личности происходит на протяжении всей его жизни. На данный момент существует две теории о формировании личности. С одной стороны, любая личность формируется и развивается в соответствии со своими врожденными чертами и способностями, а общественная среда при этом играет весьма небольшую роль. С другой стороны, считается, что врожденные внутренние черты и способности личности вообще никак не влияют на ее становление, и личность полностью формируется в ходе накопления социального опыта.

Однако все сводится к тому, что полноценной личностью человек не рождается, а получает необходимые качества для становления таковым в течение своей жизни. Считается, что формирование личности – это, скорее, первый шаг к становлению личностных качеств человека. Оно обусловлено множеством внешних и внутренних факторов.

Внешними являются: принадлежность человека к обусловленной культуре, социально-экономическому классу и особой для каждого семейной сфере. Внутренние же факторы включают в себя генетические, физические и биологические особенности индивидуума. Особое влияние на установление личностных качеств человека имеет окружающая его среда обитания.

Возникает вопрос: что же такое общественное мнение?

Это точка зрения определенной группы людей по какому-либо вопросу в соответствии с их представлениями о поведении и мышлении внутри социума, разделяемое и выражаемое большинством. Ключевое предназначение общественного мнения заключается в том, что оно играет роль некоего регулятора личностных отношений между людьми в обществе.

Регулирование общественных отношений является основной функцией общественного мнения. Общественное мнение формирует и прививает членам общества определенные нормы социальных отношений. Причём оно регулирует отношения не только между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью. Еще одной функцией общественного мнения является воспитание в каждой личности чувства ответственности за свои дела и поступки перед социумом. Воспитательная функция развивает в человеке чувство нравственной ответственности.

Следовательно, общественное мнение является универсальным средством воспитания «морально чистых» членов общества. Общественное мнение оказывает влияние на личность, группу, коллектив, воздействует на становление их установок, обычаев, традиций, интересов, привычек. Оно воспитывает и перевоспитывает.

Общественное мнение вбирает в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы, всевозможные представления и выражает отношение людей к определенным, затрагивающим их интересы, проблемам и явлениям. Оно может выражаться в форме оценки, желания, одобрения, осуждения, требования и т.д. Общественное мнение появляется в процессе обсуждения общественных событий, условий жизни, труда, отдыха и т.д.

Однако общественное мнение может влиять на личность, как с позитивной стороны, так и с негативной.

Социум выступает неким «прессингом» для человека, воспитывая в нем конформность заставляя постоянно оглядываться на то, « » и вынуждая быть «тем, кого хотят видеть другие», и, мешая ему быть «тем, кем он действительно является».

Личностью человек может стать лишь в том случае, если им будет найден баланс между своей точкой зрения и общественным мнением. Постигнув себя как личность, заняв свою нишу на «социальной лестнице» и осмыслив жизненный путь, человек становится индивидуальностью, приобретает честь и свободу выбора, которые и выделяют его в «серой массе» как личность.

Светлана Иванова специально для сайта

ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА НА ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНОСТИ НА ОБЩЕСТВО

Каждый человек связан с обществом множеством нитей. Материальные условия его жизни всецело зависят от достигнутого в ту или иную эпоху уровня развития производительных сил общества. Его духовные интересы, образ мышления, нравственные принципы - все это результат общественного воздействия, все несет на себе отпечаток и существующих общественных порядков, и традиций (национальных или общечеловеческих), сформированных длинным рядом поколений.

«Если человек по природе своей общественное существо,- писал К. Маркс,- то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе, отдельных индивидуумов, а по силе всего общества». Здесь глубоко выражена мысль об общественном происхождении человека, его слитности с обществом. Человек не может выразить себя иначе, как через общественную деятельность. Больше того, сама его сущность определяется прежде всего тем, насколько полно участвует он в жизни общества, насколько глубоко захватывает его движение истории. Ярко сказал об этом В. Белинский: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем».

Имея в виду социальную сущность человека, его взаимоотношения с обществом, мы употребляем понятие личность.

Общество в целом и в частности непосредственно окружающая человека социальная среда оказывают решающее воздействие на формирование его личности. Но нельзя не видеть и обратной связи. Общество в конечном счете складывается из множества личностей. Каждая вещь Должна быть кем-то изготовлена, каждая идея должна созреть в чьей-то голове, каждое слово должно быть кем-то произнесено. Общественное богатство и культура создаются совокупным трудом отдельных людей. Интенсивность и полнота жизни общества, темпы его роста зависят, с одной стороны, от общественного строя, а с другой - от творческой энергии его членов, от степени развития и применения к делу их способностей, от их отношения к труду и других нравственных качеств.

Таким образом, отношение «личность - общество» представляет взаимодействующую систему, причем характер взаимодействия отличается здесь исключительной сложностью. На протяжении всего развития человеческой цивилизации это отношение находилось в центре внимания философии и этики, то есть учения о морали, служило предметом политических дискуссий, одной из вечных тем литературы и искусства. Широкий спектр этических взглядов замыкается двумя крайними мнениями: тех, кто выступает за освобождение личности от всякой ответственности перед обществом, и тех, кто ратует за полное подчинение личности обществу. Независимо от того, какое политическое содержание вкладывается в эти требования, они антигуманны.

Личностные качества человека проявляются исключительно во время социализации, т. е. в процессе осуществления общей деятельности с другими индивидуумами. В другом случае совершенствование его духовного, психического и душевного саморазвития невозможно. Кроме этого, во время социализации происходит формирование окружения каждого человека.

Настоящая действительность, в условиях которой индивидуум развивается, называется средой. Кроме этого, на совершенствование личности влияют различные внешние обстоятельства: семейные, социальные, школьные и географические. Учёные, рассуждая о воздействии среды на становление личности, в большинстве случаев имеют в виду домашний и социальный микроклимат. Первый фактор соответствует ближнему окружению (семья, знакомые, родственники и т. д.), а второй - дальнему (материальное благосостояние, политический строй в стране, взаимодействия в обществе и т. д.).

Большое влияние на самосовершенствование человека начиная с самого его рождения, оказывает домашняя обстановка. Именно там проходят первые и самые важные годы, необходимые для становления личности человека. Семейные отношения определяют интересы, потребности, ценности и взгляды на определённые ситуации. Кроме этого, там закладываются первоначальные условия для совершенствования личностных качеств каждого индивидуума.

Процесс взаимодействия между человеком и его окружением называется социализацией. Данный термин появился в американской психологии и изначально подразумевал взаимоотношения, с помощью которых индивидуум адаптировался, к окружающей его среде. Исходя из этого, адаптация является начальной составляющей социализации.

Главной целью общества является поддержание социальной среды в оптимальном состоянии. При этом оно постоянно формирует стереотипы и стандарты, которые старается поддерживать на должном уровне. Для того чтобы личность нормально развивалась, необходимо придерживаться этих правил, так как, в противном случае процесс социализации может развиваться очень долго или полностью остановиться. Однако, благодаря изначально заложенным в каждую личность принципов свободы и независимости, у каждого индивидуума должно сформироваться собственное мнение на любую ситуацию. Таким образом, формируется индивидуальность, которая является основным движущим фактором развития как каждой отдельной личности, так и всего общества.

В результате полное раскрытие понятия социализации происходит в общей совокупности следующих факторов: самостоятельная регуляция, адаптация, развитие, интеграция, а также диалектическое единство. Чем больше этих составляющих оказывают влияние на индивидуума, тем быстрее он становится личностью.

Социализация состоит из нескольких этапов, во время которых происходит решение определённых задач. Современная психология подразделяет эти стадии, в зависимости от участия индивидуума в трудовой деятельности, а также от того, как он к ней относится.

Факторы, оказывающие влияние на совершенствование личности

В социологии, факторами принято называть определённые обстоятельства, создающие благоприятные условия для социализации. А.В.Мудрик сформулировал основные принципы и выделил четыре стадии специализации:

  • микрофакторы – социальные условия, оказывающие влияние на каждую, без исключения, личность: семья, домашняя атмосфера, группа сверстников в техникуме или ВУЗе, различные организации, в которых индивидуум обучается и взаимодействует в с подобным ему окружением;
  • мезофакторы (или промежуточные факторы) – определяются более обширной социальной атмосферой, т. е., с тем местом, где проживает каждый индивидуум в данный момент: село, город, район, область и т. д. Кроме этого, различия могут быть по принадлежности к какой-либо субкультуре (группа, секта, партия и т. д.) а также по средству получения информации (телевидение, интернет и т. д.);
  • макрофакторы – оказывают влияние на значительные человеческие группы, которые занимают определенную территорию в масштабах: планеты, страны, государства и т. д. Причём некоторые факторы могут наследоваться от предыдущих факторов.
    - мегафакторы (или самые масштабные) – подразумевают под собой факторы в самых масштабных представлениях: мир, планета, вселенная и т. д. Также в некоторых случаях может рассматриваться применительно к населению земли, проживающему на обширных площадях (страны, континенты и т. д.).

Если сравнить все эти составляющие, то больше всего на развитие личности оказывают влияние микрофакторы. С их помощью процесс взаимодействия происходит, через, так называемых, агентов социализации. К ним относятся те лица, с которыми осуществляет взаимодействие каждый конкретный человек. В зависимости от его возраста агентами могут являться совершенно разные люди. Например, для детей таковыми являются ближайшие родственники (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки), соседи, знакомые, друзья и т. д. В юности и молодости основными агентами социализации становятся: супруги, коллеги по учёбе и работе, сослуживцы по армии. В зрелом и пожилом возрасте происходит добавление собственных детей, внуков и т. д. При этом большинство агентов может переходить из категории в категорию начиная с самого раннего возраста.

Как формируется окружение человека


Каждый человек старается сформировать вокруг себя такое окружение, которое всячески бы способствовала его развитию и самосовершенствованию. При этом он не должен чувствовать себя стеснённым и беспокойным. Ведь каждому понятно, что развиваться гораздо легче в той обстановке, где все остальные люди также стремятся к совершенствованию и улучшению своей жизни.

По заключениям учёных, влияние окружения на каждого конкретного человека практически незаметно, но оказывает очень мощный эффект. Поэтому необходимо стараться сформировать вокруг себя окружение исключительно из успешных и интересных людей.
Для формирования успешного окружения необходимо следовать следующим принципам:

  1. Всегда искать возможность встретится и пообщаться с интересными и успешными людьми. При разговоре с ними всегда можно почерпнуть какую-либо важную и нужную информацию. Однако следует помнить, что вы сами должны быть чем-то интересны этому человеку.
  2. Изучать труды интересных людей. Это может быть автобиография, книга, видео- или аудиоматериалы. Из них можно почерпнуть много полезного для себя.
  3. Развиваться разносторонне. Это включает в себя различные привычки и увлечения: утренние тренировки на открытом воздухе, занятия йогой, тренинги, семинары и т. д. На таких мероприятиях очень часто можно встретить близких по духу и формировать успешное окружение.

Создание окружения подразумевает непрерывную работу над совершенствованием самого себя, в каждый момент времени и в любой области.

Для самосовершенствования необходимо с каждым разом ставить для себя более сложные задачи и цели. В зависимости от возраста и социального положения они могут быть полностью разными, но неизменной должен оставаться главный фактор, что, любая деятельность обязана быть направлена на совершенствование индивидуума, как личности.

Существует две основные теории, как окружение влияет на развитие личности. По одной из них, человек изначально рождается с заложенной в него программой, которая формирует его способности и характер. По другой - именно окружение человека формирует личность каждого конкретного человека.


Если человек, окинет взглядом своё окружение, то он сможет выявить определённые закономерности, т. е. всё эти люди будут примерно одного социального статуса, образования, а также иметь общие интересы. Таким образом, он также будет соответствовать всем этим параметрам. И если индивидуум захочет изменить свою жизнь и в чём-то её улучшить, то первое что необходимо будет сделать – это поменять своё окружение. Ведь дойти до поставленной цели, в той обстановке, где в тебя не верят, будет очень сложно или практически невозможно.

В нашей истории существует наглядный пример – Михаил Ломоносов. Будучи юношей, у него была сильная тяга к знаниям. Однако в той обстановке, в которой он находился изначально, мальчик не мог получить необходимые навыки и умения. Поэтому он сделал очень сложный выбор. Юноша не только сменил своё окружение, но и место жительства, уехав в незнакомый город. Оказавшись совершенно один, он не сдался, а, наоборот, окреп и раскрылся как одарённая и талантливая личность.

С другой стороны, в настоящее время, существует масса обратных примеров. Множество молодых людей, родившись в крупных городах, получивших прекрасное образование и работу, становятся обычной «серой» массой. Они не имеют никаких интересов, существуют исключительно одним днём и являются обычными прожигателями жизни.

Из всего этого можно сделать вывод, что окружение всегда оказывает влияние на формирование и развитие личности. Иногда в большей, иногда в меньшей степени. Особенно сильно его влияние на детей, поэтому главной целью родителей является помочь сформировать у своего ребёнка круг друзей и знакомых, а также показывать некоторые принципы на собственном примере. Взрослому человеку необходимо самому обозначить для себя приоритеты своей дальнейшей жизни и исходя из них, формировать вокруг себя нужное и успешное окружение.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
NexxDigital - компьютеры и операционные системы